Самопрезентация | Убедительный текст о себе
Недавно рассуждал про иностранные языки... Я тут начал уже представлять, как я рассказываю о себе бизнес-партнерам, друзьям, работодателям, консулам и остальным на русском, английском, немецком и польском и внезапно осознал: опыт у меня богатый, умею я много чего, хобби у меня тоже не мало. Нужно сформулировать все выгоды от взаимодействия со мной в одном актуальном тексте и перевести его на разные языки.
Задача - проще некуда... Как бы ни так. Формулировать оффер - статья на immedia - рано. И тем более, я не продаю что-то одно. Мой бренд - сложный продукт, который решает много задач. Нужен другой подход....
И слова на помощь приходит поиск Google. Читайте полезную статью в моей редакции.
Задача - проще некуда... Как бы ни так. Формулировать оффер - статья на immedia - рано. И тем более, я не продаю что-то одно. Мой бренд - сложный продукт, который решает много задач. Нужен другой подход....
И слова на помощь приходит поиск Google. Читайте полезную статью в моей редакции.
Говорить (а тем более писать) о себе, как правило, сложно, и это неудивительно. Удивительно другое: когда-то это было легко. Когда-то каждый из нас презентовал себя легко и с удовольствием. Когда? Да в детстве, конечно!
Об этом выразительно рассказывает Кевин Балер (Kevin Bahler) в своем выступлении на TEDx.
Полное видео выступления Кевина Балера (на английском).
В детстве, говорит Кевин, у нас не было сложностей с тем, чтобы представиться незнакомым людям. Можно было вбежать на детскую площадку и издалека прокричать: « Привет, я Кевин! Мне пять лет, я люблю трансформеров. Поиграем? » И всё, у вас уже есть друзья, иногда на всю жизнь.
В юности энтузиазма поубавилось, но мы по-прежнему неплохо справлялись: « Привет, я Кевин, я фанатею от Radiohead. А ты что слушаешь? » Этого было вполне достаточно для начала знакомства. (А если надеть футболку с портретом любимой группы, можно было обойтись и вовсе без слов.)
В детстве мы легко подбирали слова, чтобы представить себя и заинтересовать других
Но дальше что-то пошло не так...
Как будто с возрастом мы потеряли точку отсчета, бортик, от которого можно оттолкнуться, чтобы легко и радостно нырнуть в разговор о себе.
« Привет, я Кевин… » А дальше что? Женат? Двое детей? Работаю в офисе? Три месяца не высыпался? Так себе варианты…
Кевин Балер в своем выступлении, увы, работоспособного решения не предлагает. Но это тот случай, когда правильно заданный вопрос уже содержит половину ответа:
Почему в детстве нам было легко найти для себя слова?
Посмотрим еще раз на примеры: ребенок идентифицирует себя через любимую игрушку, подросток— через музыкальную субкультуру. И первое, и второе — это то, что безоговорочно объединяет разных детей и разных подростков, то общее, что есть у автора и аудитории. Так вот же решение! Всегда было перед глазами!
Точка отсчета для разговора о себе
Точку отсчета для разговора о себе нужно искать в том, что нас объединяет с другими людьми. Не выделяет, не отличает, не подчеркивает уникальность, не помогает «отстроиться», как часто советуют гуру маркетинга, а объединяет с аудиторией.
Точку отсчета для разговора о себе нужно искать в том, что нас объединяет с другими людьми, а не отличает от них!
Нужно искать то, что нас объединяет с другими людьми, а не отличает от них
Окей, что объединяет людей в бизнесе? К счастью, тут есть только один вариант ответа: польза, которую мы приносим друг другу.
Не знаете, с чего начать разговор о себе? Начните с пользы, которую вы приносите аудитории.Люди интересны друг другу настолько, насколько они друг другу полезны.
Говорите с аудиторией на языке выгод
В бизнесе людей объединяет польза, которую они приносят друг другу. Не знаете, с чего начать текст о себе? Начните с пользы для аудитории.
Начните с пользы...
Согласитесь, это совет из серии, который проще дать, чем выполнить. Поэтому поделюсь правилом, которое считаю главным в работе над самопрезентацией, да и вообще над любой презентацией. Вот оно:
Говорите с аудиторией на языке выгод
В чем суть? О любом предмете, продукте, подходе, проекте или субъекте можно рассказывать тремя способами: на языке свойств, на языке преимуществ и на языке выгод.
Проще всего это правило проиллюстрировать на примере с холодильником (поэтому я называю его «Правилом холодильника»).
Когда мы говорим на языке выгод, мы меняем модуль высказывания — с «я» на «вы». Не «что у меня есть», а «что вы получите от взаимодействия со мной». Чувствуете разницу? Мы вплотную подобрались к пользе.
Если вы пишете текст, в котором презентуете себя как эксперта (специалиста, мастера, профессионала), свойства, преимущества и выгоды превращаются соответственно в «имею», «могу» и «помогу».
Как обычно выглядит текст о себе?
«Имею два высших образования…»
«Имею опыт работы как в консалтинге, так и на стороне клиента…
Имею степень MBA…
Имею пяти-десяти-пятнадцатилетний стаж работы…
Имею знания в области…
Имею навыки в сфере…
Имею рекомендации…
Имею хобби…
Имею желание…
«Имею опыт работы как в консалтинге, так и на стороне клиента…
Имею степень MBA…
Имею пяти-десяти-пятнадцатилетний стаж работы…
Имею знания в области…
Имею навыки в сфере…
Имею рекомендации…
Имею хобби…
Имею желание…
Знакомые фразы? Всё это — перечисление свойств. Это не самопрезентация, это инвентаризация.
Перечисляя свойства, мы предлагаем читателю самому догадаться, что они ему дают. Один догадается, другой нет, третий догадается неправильно (и вы получите заказчика с неадекватными ожиданиями). Но абсолютное большинство вообще не станет прилагать усилий — прочитает либо выслушает и разведет руками: «Круто, конечно, но что мне с того? На этом интерес к нам закончится, не успев начаться.
Перечисление свойств — это не самопрезентация. Это инвентаризация!
Хорошая самопрезентация сразу фиксирует выгоды для читателя, а свойства использует в качестве доказательной базы (reasons to believe).
Как превратить свойства в выгоды?
1. Провести инвентаризацию: выписать все свои «имею».
2. Увидеть (или не увидеть), что они мне дают — что я могу благодаря тому, что это имею или умею.3. На получившиеся «могу» посмотреть глазами аудитории — чем всё это помогает читателю.
Это упражнение выглядит несложным, но таит в себе сюрпризы. Не каждое свойство является преимуществом, и далеко не все преимущества несут в себе выгоды. Скорее всего, список будет сокращаться на каждом шаге, и это неплохо. Идеальная самопрезентация укладывается в пару ёмких фраз, которые можно произнести одновременно с рукопожатием или разместить в разделе INTRO на Фейсбуке.
Практическое задание
Улучшите самопрезентацию прямо сейчас
1. Проведите инвентаризацию своих свойств, разглядите в них преимущества, там, где возможно, сформулируйте выгоды.
2. В списке выгод выделите «ядро» — пользу, которую приносите аудитории как профессионал.
3. Напишите одно предложение, которое отражало бы главную пользу от вашей деятельности.
Получилось?2. В списке выгод выделите «ядро» — пользу, которую приносите аудитории как профессионал.
3. Напишите одно предложение, которое отражало бы главную пользу от вашей деятельности.
Поздравляем! Эта фраза, скорее всего, сможет лечь в основу вашей самопрезентации или даже стать ее законченной микроверсией. Подготовить полновесный текст о себе, адаптированный под разные аудитории и каналы коммуникации, чуть сложнее...